ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА : ОПЫТ.
Е.Н. Кальней
МАТЕРИАЛЫ
ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ШКОЛА XXI ВЕКА»
30 сентября – 02 октября 2009 г.
Москва, Рязань
Я, учитель математики г. Искитима, в своей педагогической деятельности руководствуюсь словами Серена Кьеркегора: «Идти вперед, значит потерять покой, оставаться на месте, значит потерять себя».
Несомненно, что использование ИКТ, применение Интернета, участие в сообществах и проектах - это движение вперед. Второй год, потеряв покой, я активно использую в своей деятельности ИКТ.
Среди электронных учебников наиболее полезными считаю следующие:
1. Математика 5-11 (издательство «Дрофа»)
2. Уроки Кирилла и Мефодия по алгебре и геометрии
Методическую поддержку нашла на сайте «Бином. Лаборатория знаний». http://metodist.lbz.ru/
С нетерпением жду создания УМК по математике, которые планируют авторы учебников при поддержке издательства «Бином». Поскольку на сегодняшний день испытываю трудности при составлении конспекта урока, из-за комбинирования учебников, ЦОР и рабочих тетрадей разных авторов. Много полезного материала публикуется на сайте « Сеть творческих учителей». Я являюсь участницей «Сообщества математиков».
Активно использую материалы сайта «Единая коллекция ЦОР» http://www.eor.edu.ru/, отдавая предпочтения информационным модулям, считая большинство из них наглядными и удобными на этапе объяснения нового материала.
Модули контроля и практики используются реже, ввиду трудности в использовании шаблона формул, а также отсутствия возможности работы учащихся по схеме «Один ученик - один компьютер».
Есть опыт создания личных ЦОР, представленных в виде презентаций, тренажеров, тестов, флеш-роликов. При подготовке к экзаменам, использую материалы сайтов http://ege.edu.ru/ и http://www.nscm.ru/, на страницах которых я нахожу демонстрационные варианты, методические письма.
Являясь руководителем кружка «Эрудит» организую исследовательскую деятельность учащихся с использованием ресурсов Интернет. Открытием стал в этом году журнал «Полином» http://mathedu.ru/index.php
В нашей школе с сентября 2009 года начал работу информационный центр, в состав которого входят школьные бригады учителей и педагогов. В результате совместной деятельности, мы решаем в течение года следующие задачи:
1. Создание буклетов, публикаций, листовок. Выпуск ежемесячной школьной газеты « Большая перемена» (Adobe Page Maker)
2. Обновление школьного сайта. (Конструктор школьных сайтов)
3. Создание каталога ссылок на образовательные ресурсы, использование имеющихся каталогов в Интернете http://katalog.iot.ru/
4. Создание ЦОР
5. Участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах и проектах. (КИТ, Интернет-карусели, Эрудиты планеты)
Среди социальных сервисов я знакома со следующими:
1. Летописи.ру - создание странички. Обучение на курсах повышения квалификации. Публикация портфолио. Участие в Искитимской конференции.
Результаты: диплом победителя в конкурсе « Полезный интернет», обмен опытом, размещение материалов в виде ЦОР и методических рекомендаций.
2. Википедия.ру - использование в работе клуба « Эрудит».
3. Wiki.edu54-оформление собственной странички, создание форума, блога, опыт общения в чате.
Результат: проект « Готовимся к ГИА».
Выводы: проект не удался из-за малой активности детей, отсутствия компьютеров и Интернета в домашних условиях. Это подтверждают исследования фонда "Общественное мнение", который 22 июня опубликовал исследование "Российский интернет в марте-2009". В городах 54 процента респондентов старше 12 лет никогда не пользовались интернетом. ..Ни желания, ни возможности выходить в Сеть нет у трети неподключенных респондентов»
4. http://www.rutube.ru –Рутьюб. Размещение видеороликов.
Наиболее часто посещаю сайты:
1. «Сеть творческих учителей» (Получаю рассылку основных событий, являюсь членом сообществ «Лидер 21 века», «Сообщества математиков»)
В марте 2009 года приняла участие в « ИКТ-фестивале руководителей детских общественных объединений». Не хватило времени для активного участия в работе фестиваля.
2. «Открытый класс». Впервые зарегистрировалась в марте 2009 года. Приняла участие в форумах, созданных во время обучения на курсах «Сервисы Web2.0 в образовании». Вступила в сообщество «Объединение педагогов НСО», «Дневник группы педагогов НСО», «Неделя безопасного Интернета» (http://s5.nsk54.com/ личная страничка нашей команды),
« Школьная пресса».
Наиболее активным оказалось сообщество «Неделя безопасного Интернета», запустившего интересный проект, участвуя в котором мы приобрели огромный опыт работы в полезных сервисах интернета, опыт общения в группах, навыки работы с новыми программами.
5. Все в клуб. http://vsevklub.ru Мегаклуб.
Приняли участие в конкурсе по созданию личной странички на портале, с последующим выбором понравившегося сообщества (клуба). Привлекла возможность общаться в блогах со звездами, с друзьями по интересам, участие в конкурсах внутри клубов.
Результат:
- увеличение школьников, зарегистрировавшихся на сайте Mail.ru
- попадание в десятку школ из 59 в категории « Более 400 учащихся», выполнивших все условия 1 этапа конкурса. Сейчас планируем поддерживать интерес зарегистрировавшихся школьников и учителей участием в различных конкурсах внутри клубов («Лучшее фото» и др.)
6. Интергуру. Ранее посещала этот сайт, но зарегистрироваться не решалась. И вот я полноценный житель Интернет - государства.
Интересна идея сайта. Участие в проектах поощряется в результате экономической игры.
Для различных сообществ общим остается общение и обмен опытом. Я не могу назвать себя активным членом сообществ.
В нашей школе учителя и администрация активно используют ИКТ в своей педагогической деятельности. Но активны в сообществах немногие. Обучаясь на курсах повышения квалификации в марте-июне 2009 года, пять учителей познакомились с новыми возможностями сетевых сообществ, научились участвовать в работе форумов, создавать блоги и гостевые книги, участвовать в проектах. Три призовых места заняли преподаватели нашей школы в городском конкурсе на лучший урок с использованием ИКТ (биология, литература, начальная школа). Исследовательские работы учащихся нашей школы являются одними из лучших по городу («Солнечное затмение», «Пословица недаром молвится»). Ребята занимают призовые места в различных конкурсах городского и районного уровней, что является несомненной заслугой преподавателей.
В этом году 10 преподавателей создали свои личные сайты и приняли участие в областном конкурсе « Лучший сайт». Большая работа ведется в школе по внедрению ИКТ, в том числе активно работает ШКИТ (школа по обучению компьютерной грамотности). Я думаю, что очень скоро большая часть преподавателей станет активными участниками различных сообществ. Необходимо делиться опытом, привлекать коллег к участию в разных проектах и конкурсах, помогать им в решении технических проблем.
По- моему мнению, учителя малоактивны в сообществах, потому что:
1. нет возможности постоянного выхода в Интернет;
2. психологические барьеры (критика экспертов, коллег);
3. технические трудности (установка специальных программ, размещение материалов);
4. незнание своих прав (нарушение авторского права, безопасность в Интернете).
Для преодоления пропасти между сообществами и школой предлагаю принять следующие меры:
1.Организация проектов для групп учителей (работая в команде, учителя получают совместный опыт работы на сервисах).
2.Участие в мастер-классах, дистанционном обучении, проектах и конференциях.
3.Подписка школ на рассылки уведомлений с образовательных сайтов.
4.Семинары авторов учебников (удаленный доступ для школ), рассылка демо-версий электронных учебников, рекомендованных Министерством образования
2. Создание полезных и познавательных сайтов для детей и подростков. (Презентации этих сайтов авторами)
3.Защита авторского права (скачивание рефератов, курсовых, презентаций).
В эпоху информационных технологий учитель должен двигаться вперед, не стесняясь того что на этом пути учащиеся часто идут намного быстрее и увереннее. Нужно учиться новому вместе с ними и у них. И на этом пути сообщества и проекты - это те необходимые остановки, во время которых, оглянувшись назад и обсудив успехи и неудачи на пройденном пути (БЛОГИ, Форумы, Чаты), можно наметить новые маршруты следования. Дорогу осилит идущий.
Перспективный план работы нашего информационного центра на лето и следующий учебный год состоит из следующих пунктов:
1. Участие во 2 этапе конкурса на портале «Все в клуб»
2. Участие в конкурсе на сайте «Открытый класс» (Intel « Один компьютер - один ученик»)
3. Конкурс школьных театров (выпуск афиши, буклета, программки, видеосъемка и монтаж видеоролика)
4. Конкурс газет «Здоровое лето 2009». Привлечение учителей физкультуры, регистрация на сайте «О.к.», участие в форумах. Посещение дистанционных журналов о спорте.
5. Проект «Обратная связь» (создание wiki-странички для совместного проекта с родителями, включающего в себя работу в форуме, общение в чате, ведение электронного журнала класса)
6. Создание личного сайта. Изучение новых возможностей сети Интернет. Освоение Vcdior,ISQ.
Лично для меня Отрытый класс остается лидером в моем личном рейтинге сайтов. Отличный дизайн, удобная навигация. Свежие новости и события.
Счастливого плавания вам сетевые образовательные сообщества. В ваших силах дать новый смысл команде: «СОС». Дорогу осилит идущий.